3 декабря 2015 г.

Изменились ли требования к уроку трудового обучения в связи с введением новых Государственных образовательных стандартов?

Внедряем новые стандарты!

В новых Государственных образовательных стандартах одними из основных целей основного общего образования являются:
  • овладение обучающимися основами наук, навыками умственного и физического труда, формирование у них навыков познавательной деятельности;
  • формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций, морально-этических и культурных норм;
  • формирование здорового образа жизни, опыта безопасного поведения;
  • формирование активной жизненной позиции, готовности к профессиональному самоопределению, продолжению образования. 

Исходя из этих целей и формулируются требования к уроку. Это, в первую очередь, практическая направленность урока. То есть, на каждом уроке должна проводиться практическая работа. Изготавливаемое изделие должно соответствовать изучаемому теоретическому материалу и быть востребованным (полезным). При проведении практической работы обязательно обращается внимание на правильность выполнения технологических операций, творческий подход к работе. При этом необходимо использовать воспитательный потенциал предмета: это и речь учителя, и организация рабочего места, и использование народных традиций при изготовлении изделий и т.д.

Обязательным компонентом урока является профориентационная работа, связанная с изучаемой темой (рассказы о профессиях, встречи с представителями различных профессий, разработка профессиограмм и т.д.). Ведь к выпускному классу обучающиеся должны быть подготовлены к осознанному выбору будущей профессии. В дальнейшем они смогут продолжить обучение по выбранной профессии. 

Обязательно обращается внимание на формирование навыков безопасной работы (соблюдение правил безопасности при выполнении технологических операций, организация рабочего места), формирование навыков здорового образа жизни. Во-вторых, с точки зрения методики преподавания при проведении уроков трудового обучения следует использовать активные методы и приёмы работы. Особо рекомендуется использование проектной технологии. 

Немаловажным можно назвать использование современных технических средств обучения. Это расширяет возможности преподавателя в демонстрации процессов, технологий, видов изделий, того, что невозможно продемонстрировать в мастерской. Для подготовки обучающихся к проектированию изделий необходимым является их графическая подготовка. Для этого в программе трудового обучения, начиная с 5 класса, выделены темы по основам графической грамоты и отдельный обязательный предмет «Черчение» в 8-9 классах. Изучение этих предметов помогает детям в работе над проектами и даёт положительный импульс для подготовки к продолжению обучения в учебных заведениях технического профиля. Итоговые занятия по защите творческих проектов, подведения итогов по изучаемой теме можно проводить в виде выставок, показов мод (изделий), конкурсов, соревнований и т.д.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий