20 мая 2016 г.

Астрономические наблюдения – это важно!

Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год предполагает, что в рамках образовательной отрасли «Естествознание» в Базовый компонент общеобразовательной организации можно вносить дополнительные часы на изучение предмета «Астрономия» (0,5 часа) в 11-х классах.

Курс астрономии направлен на развитие общекультурной компетенции, понимание астрономических явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, он раскрывает эволюционные связи между различными формами движения и структурной организацией материи во Вселенной, взаимосвязь астрономической науки с другими естественными и техническими науками.

В преподавании астрономии необходимо использовать различные методы, в частности, словесные (учебная лекция, рассказ, беседа и т.д.), наглядные (использование приборов и моделей, аудиовизуальные средства обучения) и практические занятия (упражнения, наблюдения).

Надо отметить, что наблюдения имеют большое значение для изучения астрономии. Наблюдения невооруженным глазом могут быть домашними практическими работами. Они могут заключаться в фиксации времени и азимута восхода и заката Солнца, Луны, планет или звезд. Наблюдение изменения фаз Луны, или просто фиксация ее фазы также может быть домашней практической работой.

Важно, чтобы ученики научились вести журнал наблюдений, в который обязательно заносили бы место, время наблюдений, приблизительные координаты явления или объекта, рисунок (например: метеор в созвездии Ориона, возле Бетельгейзе, в такое-то время, в таком-то месте наблюдения, размер трека такой, как два пояса Ориона, и рисунок). При наблюдении Солнца точками отсчета могут быть отдаленные здания или рельеф местного горизонта.

Для учащихся важным является наблюдение суточного движения звездного неба. Интересной представляется задача относительно звездных часов и наблюдения за движением звезд Большой Медведицы и Кассиопеи вокруг полюса мира (Полярной звезды) в зависимости от сезона наблюдений.

Для отработки навыков ориентации на небесной сфере можно предложить такое задание: найти и нарисовать то или иное созвездие (на рисунке должна быть линия, параллельная горизонту, и направление на полярную звезду или другие яркие звезды). Можно распечатать часть карты или атласа с чистыми участками или созвездиями и предложить учащимся заполнить эти лакуны.

Если нет возможности наблюдать небесные объекты, рекомендуем для проведения практических работ воспользоваться изображениями таких объектов.

Если запланировано наблюдения Солнца, но погодные условия не дают возможности это сделать, целесообразно воспользоваться снимками Солнца, сделанными из космических аппаратов (например, SОНО, thе Sоlar & Heliospheric Оbsеrvаtоrу, данные этого аппарата несколько раз в сутки публикуются в сети Интернет).

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин