19 мая 2016 г. в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования состоялось плановое заседание творческой мастерской «Концептуально-технологический подход к сопровождению филологически одаренных учащихся» учителя украинского языка и литературы Донецкой специализированной школы № 18 с углубленным изучением гуманитарных дисциплин Филиппенко Е.А.
Цель мероприятия: ознакомить участников мастерской с авторской технологией учителя-методиста, продемонстрировать формы и методы работы с филологически одаренными учащимися; ориентировать на необходимость внедрения концептуально-технологического подхода в процессе преподавания украинского языка и литературы.
В мастерской автора побывали слушатели Студии инновационных технологий «Теоретико-прикладные аспекты урока украинского языка (литературы)» (курсы 9.1., руководитель Королева Л.В.), а также учителя украинского языка и литературы, которые занимаются данной проблемой.
На протяжении нескольких лет Донецкая СШ № 18 является одной из базовых общеобразовательных организаций по работе с одаренными детьми. Ежегодно воспитанники Филиппенко Е.А. становятся победителями заключительного этапа ученической предметной олимпиады по украинскому языку и литературе.
В ходе работы Елена Анатольевна ознакомила с собственной моделью концептуально-технологического подхода к сопровождению филологически одаренных учащихся, методическими рекомендациями по ее внедрению, а также ключевыми концепциями, на которых базируется ее педагогическая деятельность:
- педагогические технологии сопровождения филологически одаренных учащихся;
- организация обучения таких учащихся;
- организация психологического пространства между учителем и учащимся в системе сотрудничества;
- создание индивидуальной траектории развития филологически одаренных детей.
Во время мастер-класса по реализации текстоцентрического подхода в организации учебной деятельности школьников слушатели научились применять интерактивные приемы лингвистического и литературоведческого анализов, освоили формы работы, которые способствуют развитию критического и образного мышления.
Мастер представила инновационные технологии, которые способствуют формированию компетентной личности современного школьника, а также приемы развивающего обучения, посредством которых создаются условия для продуктивного освоения учебного материала и реализации творческого потенциала учащихся.
Участники мастерской Елены Анатольевны были вовлечены в работу по созданию индивидуальной траектории развития филологически одаренного ученика, приняли активное участие в мастер-классе.
Педагоги не только почерпнули новую информацию, но и с удовольствием поделились своим опытом, получили возможность побыть «подмастерьями» и «учениками» и, возможно, последователями Мастера. Об этом свидетельствуют слова благодарности, отзывы учителей: «Понравился подход в осуществлении идейно-художественного анализа лирического произведения. Возьму за основу алгоритм его проведения для дальнейшей работы» (Козуб О.В.,учитель украинского языка и литературы Донецкой гимназии № 92); «Открыла новые аспекты лингвистического анализа текста с учетом реализации его коммуникационной цели» (Усатюк О.А., учитель украинского языка и литературы Донецкой ОШ № 150); «В своей дальнейшей работе я буду применять технологическую карту «Мини-практикум» по развитию речи» (Пожидаева Л.В., учитель украинского языка и литературы профессионального машиностроительного лицея г.Комсомольска); «Порадовала позитивная атмосфера, царящая во время работы» (Кудинова Е.Л., учитель украинского языка и литературы Донецкой ОШ № 97).
В конце мероприятия Елена Анатольевна поблагодарила всех присутствующих за теплые отзывы, продуктивную работу и творческий обмен опытом.
С материалами Филиппенко Е.А. можно ознакомиться, перейдя по ссылке>>>
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы
Отдел украинского языка и литературы