17 мая 2016 г.

Каковы основные направления по изучению регионального компонента, по которым следует работать учителям общественных дисциплин в новом учебном году?

Региональный компонент преподавания истории в школе - один из способов сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, придать историческим знаниям большую конкретность и личную значимость, пробудить интерес к прошлому. Курс истории Отечества (Донетчины) делает явной, зримой связь школьной, региональной истории с историей России, прямой взаимосвязи Донбасса с Русским миром, с событиями всемирного масштаба, помогает школьникам ощутить смысл понятия «историческое пространство».

Преподавание истории Отечества следует сочетать с формационными и цивилизационными подходами. Эти подходы позволяют показать глубину и многомерность исторического процесса. Помощь в методическом и дидактическом сопровождении учебного процесса будет обеспечивать Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования совместно с ведущими специалистами исторической науки нашей Республики.

Как в истории мира, истории страны, так и Донбасса, эти подходы не должны ни противопоставляться, ни взаимно заменяться.

Важнейшей задачей обучения истории является развитие учеников, формирование личности. В школьной практике закреплению исторических знаний уделяется достаточно внимания. Однако при этом далеко не все учителя учат школьников рациональным приёмам запоминания, что мешает эффективному развитию их произвольной памяти.

Не владея приёмами запоминания, учащиеся много времени тратят на домашнюю подготовку уроков. И это является одним из факторов их перегрузки. При подготовке уроков значительная часть учеников, особенно в первые годы изучения истории, пользуется механическим запоминанием, что значительно снижает качество и прочность их исторических знаний. Поэтому главным методическим условием снижения перегрузки и повышения качества знаний является развитие смысловой произвольной памяти путем обучения учащихся рациональным приемам запоминания различного по характеру учебного материала.

В основу изложения истории Отечества должно лечь стремления дать комплексную характеристику главных историко-комплексных процессов в Донбассе, определивших магистральную линию многовекторного развития народов. Выявить то общее, что было присуще народам, населившим край, и вместе с тем показать особенное и единичное, самобытное и неповторимое в их истории и культуре, которые являются составной частью мировой истории и культуры.

С целью изучения истории родного края целесообразно организовать музей, информационный уголок, создать кружки. Всей этой работой учителя истории способствуют привитию учащимся навыков исследования. Учителям истории, вместе с учащимися, важно организовать поисково-исследовательскую работу по изучению местной истории.

Таким образом, история Донбасса – это история отдельных народов, этнических групп, политических образований. В то же время история Отечества немыслима без истории всех его народов так же, как истории отдельных народов вне истории всего Донбасса.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин