6 октября 2016 г.

Методические новинки и …путешествие во времени

05 октября 2016 г. слушатели курсов повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме «Формирование коммуникативной культуры обучающихся в процессе изучения русского языка» (шифр 2.1.5; рук. Н.О.Рубинская) прослушали курс лекций и приняли участие в практикумах и тренингах по актуальным проблемам современного филологического образования: «Методика создания учебного диалога на уроках русского языка», «Лингвистические задачи как средство формирования языковой компетентности», «Жанровая полифония сочинения на современном этапе развития системы образования», «Формирование языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения» (преподаватель Л.В.Мельникова, заведующая отделом русского языка и литературы).
В ходе практических занятий слушатели познакомились с технологией проведения коммуникативного и риторического анализа текста, содержанием и речевой формой «модели» анализа учебного текста, осваивали приём «провокационного вопроса», разворачивали «речевую партитуру» персонажей опорного текста, создавали новые речевые ситуации, работали в группах, создавали опорные конспекты в форме фишбоуна, писали творческие работы и мини-сочинения, постигая истину тезиса: «Учитель должен быть не энциклопедическим словарём, а Сократом» (П. Блонский).
 
Во второй половине дня курсанты имели возможность посетить выставку из цикла «История родного края», которая состоялась в Донецком республиканском краеведческом музее. Прогулку по музейным залам предваряла торжественная часть – открытие выставки. Экспозиция, представленная вниманию зрителей, посвящена истории становления системы образования Донбасса. Экспонаты выставки – это школьные принадлежности, школьная мебель, ученическая форма 50-х – 60-х гг. XX века. В интерактивном уголке посетители музея имели возможность посидеть за партами тех лет и попробовать написать собственный текст настоящими чернилами и пером на пожелтевших от времени страницах прописей, т.е. тетрадей, с помощью которых учились чистописанию прабабушки и прадедушки современных учеников.
 
У посетителей выставки, в том числе и у наших курсантов, многие экспонаты вызвали ностальгическое настроение, потому что такие вещи и предметы окружали их в детстве, юности, а сейчас они являются музейными раритетами и позволяют нам «путешествовать во времени».
 
Таким познавательным и насыщенным был учебный день учителей-словесников.
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы