19 апреля 2016 г.

Коррекционный компонент как эффективное средство реализации ГОС в условиях специального обучения

В Зугрэсской специальной общеобразовательной школе-интернате № 31 прошла презентация системы педагогической деятельности учителя-дефектолога, директора школы-интерната, кандидата педагогических наук Белоус Т.А. по проблеме «Особенности психомоторного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья». 

Все, кто работает с этой группой детей, знают, насколько труден, длителен, кропотлив коррекционный педагогический процесс.

Нарушения интеллекта у ребенка с ОВЗ в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью и основами трудовых навыков.

В рамках миссии специальной общеобразовательной школы-интерната педагогический эксперимент учителя-дефектолога Белоус Т.А. был обусловлен необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. 

В результате экспериментальных поисков и концептуальных подходов к проблеме был выработан и внедрен авторский метод в преподавании ритмики в условиях коррекционного обучения; создана оригинальная педагогическая система специального обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая помогает обеспечить достаточный уровень коррекции и компенсации нарушенных психофизических функций.

Срезы психомоторного развития обучающихся экспериментальной группы за пять лет свидетельствует о существенном улучшении наиболее значимых показателей по всем компонентам психомоторного развития.

Этому способствует соблюдение следующих условий:
  • целенаправленное изучение специфических особенностей развития психомоторики обучающихся, их учет при построении учебно-воспитательного процесса в специальной школе;
  • создание комплексной научно обоснованной системы упражнений из области ритмики, музыкального искусства, физической культуры, лечебной физкультуры, хореографии, логоритмики, направленных на развитие психомоторики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • интеграция учебных предметов: ритмики, логопедии, музыкального и изобразительного искусства, ЛФК, физической культуры;
  • обеспечение единства и взаимосвязи содержания средств и методов учебной, внеклассной и самостоятельной музыкально-ритмической деятельности.
Эффективность экспериментально проверенных средств и методов, способствующих усилению коррекционно-компенсаторных воздействий занятий ритмикой, выявились в сглаживании недостатков физического развития и моторно-двигательных функций, в развитии эмоционально-волевой сферы, познавательной активности умственно отсталых детей при ведущей роли психических процессов. 

В условиях перехода на новые Государственные образовательные стандарты была представлена разработанная учителями-дефектологами Белоус Т.А., Белоус А.Н. авторская Программа «Ритмика» для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VІІІ вида, которая пополнила перечень новых программ.

В рамках Программы представлен методический видео-сборник различных видов музыкально-ритмической деятельности, каждый из которых имеет преимущество в развитии той или иной нарушенной стороны психомоторики.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования